Большая часть выпускников специалитета и магистратуры не рассматривает аспирантуру как продолжение своего профессионального роста. Этот уровень образования ассоциирован с научной деятельность, которая представляет интерес для ограниченного круга лиц.
Мы взяли краткое интервью у младшего научного сотрудника "Медико-психологической клиники" ЮУрГУ и аспиранта кафедры клинической психологии, Пашкова Антона Алексеевича, чтобы узнать, какие темы поднимаются в аспирантуре по направлению 19.00.04 "Медицинская психология".
- Что повлияло на решение поступать в аспирантуру?
АА: Аспирантура – важный этап для человека, планирующего свою жизнь в науке. Вряд ли может существовать лишь единственный фактор, объясняющий тот или иной выбор. Учеба в аспирантуре дает возможность приобрести необходимые навыки, полезные для будущего ученого. Планирование деятельности, умение четко и ясно выражать мысли, коммуникация с научным сообществом – всё элементы одного пазла.
- В чем заключается твоё исследование?
АА: Моё исследование ставит целью поиск надежных и воспроизводимых биомаркеров стресса. В рамках текущего исследования фокус – на экспериментально вызванном стрессе у здоровых испытуемых в лабораторных условиях. Мы концентрируем усилия на поиске электрофизиологических биомаркеров, т.е. показателей ЭЭГ, дополненных анализом сигналов «периферических» методов – кожно-гальванической реакции, электромиографии, окулографии.
На сегодняшний день, нам важно понять, как и что меняется в работе головного мозга в ситуации стресса. Несмотря на огромный массив данных по этой теме, в большей степени они опираются на биохимические маркеры, такие как кортизол. Подход к изучению стресса с использованием методов нейровизуализации даёт нам иную перспективу, что особенно важно, когда мы говорим о сложных междисциплинарных феноменах.
- Является ли оно актуальным?
АА: Безусловно. Стресс для современного общества – одна из ключевых тем в ситуациях, когда приходится говорить о психическом и физическом здоровье. Хронический стресс как фактор участвует в патогенезе как собственно психических (таких как депрессия, тревожные расстройства, ОКР, фобии, ПТСР), так и соматических заболеваний (сахарного диабета, гипертонии, язва желудка). На общество ложится серьезная финансовая нагрузка, связанная с превенцией и терапией такого рода заболеваний.
- Может ли психолог проводить ЭЭГ и фМРТ?
И снова – да. Более того, для современной психологической науки использование методов нейровизуализации становится всё более важным, что заметно отражается на содержании публикаций в научных журналах. Нужно, однако, не забывать, что это лишь еще один инструмент в руках опытного специалиста, не заменяющий и не вытесняющий других компетенций, которыми должен владеть психолог.
- Что посоветуешь почитать по теме своего исследования?
АА: Из русскоязычных публикаций могу посоветовать ознакомиться с книгой стэнфордского профессора Роберта Сапольски. Книга называется «Психология стресса». На мой взгляд, это самое доступное изложения современного материала для широкой аудитории по теме стресса, с которым я когда-либо сталкивался.